Формы наставничества педагогических работников:
-педагог-педагог
-руководитель-педагог
-социальный партнер – педагог ОО.
Виды наставничества педагогических работников:
-традиционное
-реверсивное
-партнерское
-групповое
-виртуальное
-краткосрочное
-ситуационное
скоростное
-комплекс видов
Направления реализуемых персонализированных программ наставничества:
-сопровождение молодого педагога;
-преодоление профессиональных затруднений педагога;
-сопровождение педагога в процессе аттестации;
-сопровождение педагога по итогам аттестации;
Кто привлекается в качестве наставника:
-сотрудник своей образовательной организации.
Условия, созданные в образовательной организации для продуктивной работы наставнических пар:
Для продуктивной работы наставнических пар в МОУ ЧЕПОРОВСКАЯ ООШ созданы следующие условия:
1.Кадровые условия:
- директор образовательной организации;
- куратор реализации персонализированных программ наставничества;
- наставники – педагоги, которые:
• имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности;
• демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами;
2.Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы:
-подготовка локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;
-разработка персонализированных программ наставнической деятельности;
-оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
-цифровая информационно-коммуникационная среда наставничества вне зависимости от конкретного места работы наставляемого и наставника и круга их непосредственного профессионального общения;
-изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
-координирование вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
-нормотворческая, учебно-методическая, научно-методическая, информационно-аналитическая деятельность региональных ЦНППМ, стажировочных площадок, сетевых сообществ, педагогических ассоциаций и т.д., направленная на поддержку наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
-осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
3.Материально-технические условия:
-для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых выделены кабинеты Точки Роста по отдельному графику;
-для размещения информации по наставничеству педагогических работников созданы чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях;
-широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi.
4.Финансово-экономические условия:
Стимулирование реализации системы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную.
Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность образовательным организациям коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регионального уровня определять размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности;
Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, привлечение высококвалифицированных специалистов, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:
‒ наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления;
‒ наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
‒ награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах.